Разговоры о животных
главная страница
‹- кошки 
Наши домашнiя животныя
Кошки
(оглавление)

Происхожденiе и исторiя кошки
1 - 2

  Изъ всЪхъ домашнихъ животныхъ кошка составляет исключенiе: ея происхожденiе выяснено въ совершенствЪ и не возбуждаетъ никакихъ сомнЪнiй. Почему это такъ, понять не трудно: происхожденiе ея относится всецело къ древнЪйшей изъ извЪстныхъ намъ цивилизацiй - къ древнему Египту, многочисленные памятники котораго пережили многiя тысячелътiя и сохранились въ превосходномъ состоянiи до нашего времени. Что родина домашней кошки - Африка, ясно изъ литературныхъ источниковъ: кошка не упоминается ни въ Библiи, ни въ Ведахъ Индiи; нЪтъ ея и на памятникахъ Ассирiи и Вавилона. Въ ЕвропЪ, мы находимъ кошку впервые у римлянъ уже послЪ Рождества Христова; въ сЪверную Европу она попадаетъ лишь въ началЪ среднихъ вЪковъ и еще въ X вЪкЪ рЪдка въ Англiи. Зато въ ЕгиптЪ кошка появляется на памятникахъ искусства еще пятой династiи фараоновъ (около 4000 лЪтъ до Р. Хр.); она изображается уже тогда домашнимъ животнымъ - съ ошейникомъ.
  Во время XII династiи, т.е. около 2000 лЪтъ до Р. Хр.; кошка была священнымъ животнымъ египтянъ и пользовалась большимъ почетомъ. Она была посвящена богинЪ Бастъ, которая изображалась съ кошачьей головой. Бастъ - богиня луны, дЪторожденiя и плодовитости; несомненно, легкость, съ которой кошка рождаетъ котятъ, ея плодовитость и ночной образъ жизни, обусловили посвященiе ея этой богинЪ. Должно замЪтить, что во время первыхъ династiй богиня Бастъ изображалась съ головою львицы, и кошка, какъ львица въ минiатюрЪ, лишь позднЪе замЪнила ее. Храмъ богини Бастъ находился въ городъ БубастисЪ, въ восточной части дельты Нила, и былъ однимъ изъ наиболЪе почитаемыхъ и посЪщаемыхъ храмовъ Египта. На совершавшiяся тамъ празднества народъ стекался со всЪхъ сторонъ; по разсказамъ Геродота, иногда собиралось до 700000 человЪкъ паломниковъ. Во время празднествъ происходили танцы и пиршества. Паломники приносили въ жертву Священной КошкЪ изображенiя кошекъ, сдЪланныя изъ глины, бронзы, серебра или даже золота; некоторые приносила въ даръ набальзамированные трупы своихъ умершихъ любимыхъ кошекъ, и не удивительно, что среди развалинъ Бубастиса было открыто недавно огромное кладбище кошачьихъ мумiй; здЪсь же было найдено много статуэтокъ, изображавшихъ кошку въ самыхъ различныхъ позахъ, иногда кормящую котятъ или играющую съ ними.
Въ сосЪднемъ съ Бубастисомъ городЪ ГеллiполисЪ главнымъ предметомъ культа былъ Ра, богъ солнца, считавшiйся братомъ, супругомъ или отцомъ богини Бастъ; онъ также изображался въ образЪ кота будто бы потому, что глаза этого животнаго увеличиваются и уменьшаются въ зависимости отъ движенiя дневного свЪтила.
  Какимъ уваженiемъ пользовалась кошка въ ЕгиптЪ, видно изъ того, что за умерщвленiе ея такъ же, какъ и за умерщвленiе ибиса, полагалась смертная казнь даже независимо отъ того - нечаянно или нарочно она была убита. Наказанiе это совершалось тутъ же, на мЪстЪ преступленiя, разъяреннымъ народомъ, нерЪдко даже безъ всякаго предварительнаго разслЪдованiя. Поэтому въ ЕгиптЪ каждый, кто находилъ гдЪ-либо мертвую кошку, останавливался на нЪкоторомъ отъ нея разстоянiи, созывалъ народъ и кричалъ, что онъ не повиненъ въ ея смерт! Римскiй историкъ Дiидоръ разсказываетъ, что даже во время Птолемеевъ, когда египтяне чрезвычайно боялись римлянъ и старались всячески предотвратить какое-либо столкновенiе съ ними, однажды на его собственныхъ глазахъ римлянинъ совершенно нечаянно убилъ кошку, - тотчасъ же собралась толпа, ринулась на домъ нЪсчастнаго и растерзала преступника, несмотря даже на вмЪшательство посланныхъ царемъ чиновниковъ.
  НЪкоторый остатокъ прежняго уваженiя къ кошкЪ сохранился еще и теперь въ Верхнемъ ЕгиптЪ: тамъ она до сихъ поръ считается священнымъ и неприкосновеннымъ животнымъ, и по всей странЪ существуетъ убЪжденiе, что кошка приносить счастье. Дамы египетскихъ гаремовъ держатъ кошекъ, ласкаютъ, балуютъ ихъ и даже украшаютъ уши ихъ серьгами. НЪкоторая доля священнаго ужаса и страха передъ кошкой перешла и къ европейскимъ народамъ: во всЪхъ преданiяхъ, гдЪ играютъ роль темныя силы, вЪдьмы, колдуны, злые духи и всякая нечисть, фигурируетъ и кошка.
  Возникаетъ вопросъ, откуда взялась домашняя кошка въ ЕгиптЪ, какова была дикая форма, подвергшаяся прирученiю?
  Анатомическое изслЪдованiе кошачьихъ мумiй, находимыхъ въ большомъ количествЪ въ ЕгиптЪ, показало съ полной убедительностью, что родоначальницей домашней кошки была такъ называемая нубiйская кошка (Felis maniculata), распространенная не только въ Нубiи, но и по всей сЪверной и южной АфрикЪ - въ нЪсколькихъ слабо между собою различающихся разновидностяхъ. Эта дикая кошка и теперь въ странЪ Сомали содержится туземцами въ прирученномъ состоянiи и охраняетъ амбары отъ грызуновъ.
  Отъ современной домашней нубiйская кошка отличается желтоватой окраской шерсти, подходящей къ цвЪту песка, небольшими кисточками на ушахъ и черными ногами.
  СлЪдуетъ отмЪтить, однако, что среди кошачьихъ мумiй Египта попадаются и болЪе крупныя, принадлежащiя африканской болотной рыси (Felis chaus). Къ тому же на египетскихъ памятникахъ кошки изображены часто съ ушами болЪе длинными, чЪмъ у нубiйской кошки. Это заставляетъ думать, что первоначально приручались оба вида: и нубiйская кошка, и рысь; возможно, что онЪ скрещивались между собою и давали помЪси. Съ теченiемъ времени, однако, прирученiе крупнаго вида - быть-можетъ, оказавшагося менЪе податливымъ или же болЪе опаснымъ для домашней птицы - было оставлено, и въ домашнемъ состоянiи осталась лишь кошка.
  Повидимому, помЪси между кошкой и рысью были извъстны и римлянамъ - объ этомъ можно судить по одной мозаикЪ въ Помпеи, на которой изображена кошка, очень напоминающая болотную рысь окраской шерсти и поперечными полосами.



поиск по сайту
 
© 2000-2017 by Oksana&Alexandr Lubenets
программирование - студия дизайна ICOM
 

  Яндекс.Метрика