Форум главная страница
 
Методика воспитания молодняка

    Внимание дрессировщика особенно должно быть обращено на вопросы воспитания молодняка. Это вызывается, главным образом, тем, что зачастую мы получаем в дрессировку собак со слабо развитыми, нужными для работы, качествами как характера, так и своего физического состояния. Учитывая, что нормальный экземпляр, передаваемый в дрессировку, должен кроме правильного экстерьера и нормального физического состояния, обладать подвижностью, жизнерадостностью, злобой (для некоторых видов работы) и общей активностью, что беспорно может быть в большинстве случаев привито соответствующим воспитанием, нужно особенно внимательно подойти к этому вопросу.
    Надо считать, что способности собаки в служебной работе состоят из 60% правильного воспитания и 40% правильной последующей дрессировки; нам не раз приходилось видеть раздаваемый на руки молодняк, явно не соответствующий своему назначению. Пассивные, флегматики, трусы с подогнутыми хвостами, не говоря уже о ярко выраженном рахите до сих пор еще нередкое явление и, конечно, говорить о продуктивности работы с такими собаками не приходится. Разной силы и разного характера даваемые раздражители обычно на вызывают нужной реакции, нужного ответа у таких собак, вызывая этим нервность дрессировщика и разочарование в работе с собаками.
    Что надо понимать под понятием воспитание. Под словом воспитание нужно понимать преднамеренно организованное и длительное воздействие внешней среды на развитие данного организма.
    Другими словами поставив себе целью создание работоспособной во всех отношениях служебной собаки, мы должны искусственно подобрать ряд, цепь таких внешних воздействий на щенка, дабы они влияли определенным образом в желательном направлении на воспитываемый молодой организм.
    Молодой щенок постепенно, вначале более медленно, а затем более быстро, получает все новые и новые знания (комплексы условных рефлексов). Эти знания приходят из окружающей среды, из жизненных явлений. Примитив «мышления» щенка обычно не устанавливает прочной связи между различными явлениями («причинность»). В какую же форму должно вылиться наше искусственно создаваемое воспитание щенка.
    Основным принципом воспитания должно явиться как уже сказано искусственное создание окружающей среды (жизненных условий), в которой прочно образуются полезные и нужные для дальнейшей работы условные рефлексы и комплексы их, влияющие на изменение поведения щенка, а также тормозятся, вернее угасают вовсе, вредные условные рефлексы, а в некоторых случаях заглушаются и нежелательные проявления инстинктов.
    Так, например, было бы ошибочно на несколько трусливого щенка, развивая его злость, производить сильное нападение, явно наступая на него; такое явление может вызвать у щенка еще большую трусость. С другой стороны, полезно в такие моменты создавать у щенка впечатление победы, выражающееся в выхватывании (вернее «отдаче» самим помощником дрессировщика) палки из рук лица, возбуждающего собаку, а так же инсценировать бегство этого лица под влиянием, якобы, испуга, дабы вызвать у щенка инстинктивное преследование убегающего. Итак, затормаживанием вредных рефлексов и умелым развитием и закреплением полезных условных рефлексов создаются условия нужные для воспитания.
    Вот почему делом воспитания должно ведать лицо, специально подготовленное к этому трудному и крайне ответственному делу.
    Перевоспитывать взрослую собаку - неблагодарная работа и мы бы сказали в большинстве случаев, невыполнимая. Изменять хотя бы частично характер и угашать «вредные» условные рефлексы можно сравнительно легко у молодых щенков и почти невозможно в тех случаях, когда рефлексы твердо закреплены годами. Гибкость работы-мозга, «впитывающего» новые понятия и выбрасывающего ненужное, хороша тогда, когда молод, неизношен мозг и весь организм.
    Итак, воспитывает окружающая среда, сама жизнь о ее условиями, но нельзя допускать влияния окружающей среды, носящей случайный, неорганизованный характер. Такая неорганизованная среда вызывает опасные привычки (закрепленные условные рефлексы нежелательных связей). Мы хорошо видим, как неорганизованная среда (например домашнее воспитание служебных собак у любителей) часто разрушает полезные для дела рефлексы. Широко допускаемые поглаживание и ласки щенка, всеми приходящими на квартиру хозяина воспитывают у растущей собаки широкое доверие к посторонним, что в корне разрушает основную установку построения дрессировки караульной, сторожевой и розыскной собаки.
    Воспитание щенка должно протекать в строго организованной среде, не допускающей, как мы уже говорили, угасания полезных рефлексов, а, наоборот, организованной в сторону широкого развития их.
    При этом необходимо помнить, что большая часть навыков (условные рефлексы) приходят со стороны жизненного опыта (окружающей среды), а не школы (дрессировки). Последняя дает только наименьшую часть желаемых комплексов, - условных рефлексов. При воспитании молодой собаки обычно добиваются:
1) Нормального роста и физического ее развития.
2) Выявления и направления ее «характера» в плоскость развития полезных служебных качеств и свойств поведения собаки, способствуя этим облегчению последующей дрессировки, тренировки и применения служебной собаки. Признавая особенное значение подбора, как фактора, способствующего и облегчающего дальнейшее воспитание, необходимо заранее озаботиться о подборе производителей с соответствующими характерами (типологическими особенностями нервной деятельности) -и другими служебными качествами, помня, что генетически закрепленные в ряде поколений неудовлетворительные особенности характера - проявления оборонительного инстинкта в пассивной форме, заторможенность, резкая возбудимость, резкое преобладание какого-либо одного инстинкта и т. п. нежелательные особенности могут быть передаваемы по наследству, что крайне затрудняет последующий ход воспитания и дрессировки.
3) За весь период воспитания необходимо, чтобы щенки были прикреплены к определенному, лицу, так как данное лицо является по отношению к щенкам одним из важнейших комплексных раздражителей («»хозяин«»), на комплексе раздражителей которого и строится ряд наиболее важных приемов воспитания.
4) Общее руководство воспитанием молодых собак возлагается на соответствующе подготовленного инструктора.
5) Составление соответствующего календарного плана занятий по воспитанию возлагается на лицо, руководящее воспитанием молодняка.
6) Общий срок воспитания определяется от момента отнятия собаки от суки (примерно 6 недель) до момента передачи в индивидуальную дрессировку (10-12 месяцев).
7) В питомнике должен иметься календарный план работы, по воспитанию учтя все факторы местного значения, - так, например: штат, погоду, общую нагрузку и т. п. Красноармейский состав, ухаживающий за щенками, должен, быть к их приему подготовлен путем соответствующих бесед.
8) В целях учета, наблюдения и изучения подведения щенков в период их воспитания, необходимо фиксировать путем соответствующих записей результаты работы.
а) До 2 мес. возраста ведутся еженедельные записи, в произвольной форме характеризующие поведение всего помета, индивидуально указывая лишь особо выдающиеся экземпляры.
Записи в произвольной форме все же должны иметь определенную стержневую установку: необходимо оттенять особенности проявления оборонительных и ориентировочных реакций, (поведение щенков по отношению к новым, незнакомым раздражителям), отношение щенков к лицу за ними ухаживающему и за ними наблюдающему (привязанность к уборщику и воспитателю), отношение к пище, поведение щенков при кормлении и быстрому наступления ответных реакций.
Необходимо отмечать двигательные особенности как, например: эластичность и координированность движений.
б) С 2 1/2 мес. до персонального-прикрепления молодой собаки при передачи ее в дрессировку ведутся так же еженедельные (но индивидуальные) записи о ходе занятий, характеризующие выводы о работе собак за прошедшую неделю, при чем необходимо не реже одного раза в месяц производить проверку «успеваемости» щенков; результаты такой проверки фиксируются по определенной форме, кладя в основу oстержневые установки, указанные при «произвольной» форме записи поведения щенков. Помимо этого, при вводе регулярных занятий со щенками, необходимо учитывать время, потребное для установления четкости выполнения тех или иных приемов - например через какой промежуток времени закрепляется команда «ко мне», безотказность аппортировки и т. д.

Методические указания.
    Приступая к воспитанию молодой собаки следует помнить, что все поведение ее является по существу ответами на окружающую среду (сумму раздражителей, действующих на собаку). Поэтому задача руководителя воспитанием заключается в удачном и последовательном создании окружающих условий, постепенно видоизменяя даваемые раздражители, что в конечном итоге и приведет к выработке соответствующих полезных рабочих качеств.
    Нужно учитывать при этом, что помимо влияния окружающей среды на поведение щенка оказывают влияние и раздражения, идущие из самого организма (болевые ощущения, голод, жажда и др.).
    Необходимо строго следить за физическим состоянием щенка. Общая физическая слабость, недостаточность развития мускулатуры, и аппарата движения в целом, неправильное распределение часов кормления и количества пищи - отражается на поведении щенка, на развитии индивидуальных особенностей его характера.
    Разные сроки возраста молодняка требуют видоизменений программ воспитания, дачи разных по силе раздражителей, по-разному уравновешивающих и влияющих на установку поведения молодой собаки.
    Наряду с индивидуальными особенностями каждого щенка необходимо принимать во внимание и характерные особенности поведения, свойственные данному возрасту. Специфические особенности, присущие возрасту, могут проявляться с большей или меньшей четкостью, в зависимости от индивидуальных особенностей щенка и условий его содержания.
    В первые дни жизни щенка во всех его проявлениях отмечается: бесспорное преобладание пищевого инстинкта. Такое выдвижение на первый план пищевого инстинкта определяется усиленным ростов организма в этот период и слабостью аппарата движения.
    Следующей фазой развития является преобладание оборонительного инстинкта обычно появляющегося в этот период в пассивной форме. (Простые, безусловно, оборонительные рефлексы мы можем наблюдать с первых дней рождения щенка, но преобладающее значение во всем поведении щенка оборонительный инстинкт получает несколько позднее).
    В этом период щенок начинает самостоятельно двигаться и получает целый ряд ранее неизвестных ему раздражений от своего собственного тела (новая форма движения, встречающиеся предметы и препятствия на пути, новое положение тела). На первый план выступаем защита cвоего тела (самозащита).
    Проявление оборонительного инстинкта, как известно, бывает двух видов: форма активная и форма пассивная. Форма проявления данного инстинкта зависит от силы раздражителя, чем сильнее раздражитель по сравнению с подготовленностью к ответу данного животного, тем чаще наблюдается пассивно-оборонительная реакция. Щенки, в силу своей физической «неполноценности», часто дают в этот период именно пассивно-оборонительную реакцию. Подобное явление не является показателем того, что и в дальнейшем такая форма реакции будет закреплена и данный щенок, вырастая, будет трусливой собакой. Для развития и закрепления активной формы оборонительной реакции, необходима особая осторожность по отношению к щенкам именно в этот период: так, например, желательно избегать смены уборщика и воспитателя, необходимо с большей осторожностью вводить новые раздражители при занятиях со щенками. (Учтя, что новизна и неожиданность появления даже самого слабого раздражителя всегда усиливает его действие).
    Следующим периодом в развитии щенка является преобладание ориентировочного ин-та, оформлением работы органов чувств щенка, (обоняние, зрение, слух), с расширением «кругозора» щенка (переход щенков из ящика в выгула, прогулки, общение с другими щенками), - сразу вводится целый круг «нового» и «незнакомого» в окружающей его среде. В связи с этим широко проявляется «ознакомительная» - реакция - ориентировочные рефлексы. «Ознакомительная» реакция обычно либо быстро затухает, переключаясь на другой раздражитель либо переходит в игру.
    В этом периоде щенки отличаются «повышенной отвлекаемостью» - и требуют большой четкости наблюдения и работы со стороны воспитателей.
    Продолжительность этого периода очень различна и в большей мере зависит как от индивидуальных особенностей щенка, так и от условий его содержания. По мере возмужалости щенка пассивно оборонительные реакции обычно переключаются в активную форму и последней фазой развития «характера» является период полового созревания период преобладания полового инстинкта. В этом периоде щенки отличаются большой «нервностью», становятся недисциплинированными иногда более или менее значительно теряя выработанную четкость в выполнении основных заданий.
    Все эти 4 фазы в развитии щенка не имеют чётких границ, они незаметно переходят одна к другой, в переходные периоды от одной фазы в другую - как бы наслаиваются друг на друга, а иногда и совпадают в своих проявлениях.
    Если продолжительность какой-либо одной фазы значительно превышает другие - то, подобное явление может служить указанием к тому, что преобладание данного инстинкта является достаточно стойкой индивидуальной особенностью данного животного и останется таковой и в дальнейшем, накладывая отпечаток на все поведение данного животного.
    При нормальном развитии щенка обычно наступает относительное уравновешивание инстинктов, давая лишь временное преобладание одного из них, в зависимости от окружающих условий. Воспитание караульных, сторожевых и розыскных собак должно быть построено таким образом, чтобы оборонительный инстинкт все же преобладал над другими; это создается соответствующими условиями воспитания и содержания, а так же последовательным вводом специальных упражнений, рассчитанных на повышение возбудимости оборонительного инстинкта.
    Указать число даваемых упражнений за одно занятие, порядок их чередования, а так же число упражнений в неделю, невозможно, так как это зависит от индивидуальных особенностей собаки, погоды, усталости и др. условий. Необходимо руководителю занятиями все время наблюдать за состоянием щенков, их активностью и заинтересованностью в работе. Нужно помнить, что активная хватка, проделанная 1-2 раза будет полезна, а возбуждение собаки на хватку, аппортировку или какое-либо другое упражнение десять, двенадцать раз под ряд, крайне вредно, так как всегда ведет к притуплению заинтересованности, а вследствие этого и к падению активности, создавая общую «перегрузку».

Технические указания по воспитанию молодняка.
    При воспитании щенков, предназначенных к розыскной караульной и сторожевой службе, - нужно исходить из следующих установок, способствующих развитию служебных качеств и характера молодых собак:
    а) развитие активно-оборонительных реакций (нормальной злобности и смелости), общей физической крепости, выносливости и подвижности;
    б) развитие заинтересованности в работе и в частности, заинтересованности в поиске.
    Указанные выше качества, крепко внедренные в молодую собаку, именно в процессе ее воспитания, должны служить фундаментом для последующей дрессировки.

I. Щенок от 45 дней до 2 1/2 месяцев (примерно до момента перевода в большие выгула).
    А. Оборудование. После отнятия щенков от матери (примерно через 45 дней после рождения) необходимо ставить щенка в особые дворики (выгула), разбив их по пометам (примерно для помета в 5-6 щенков дворик должен быть не менее 2X4 метр. Эти дворики должны быть окружены не высокой (до метра) сеткой, иметь деревянный пол, защищенные от ветра углы, обшитые досками и иметь на углах крыши, дающие тень. В таких двориках щенки должны находиться примерно до 2 1/2-месячного возраста. Поперек такого дворика устраивается не большой разборный барьер (до 10-25 сантиметров) и из 5-ти плоских и широких ступеней, - лестница.
    При наступлении слишком прохладной погоды или дождя, щенки должны быть убираемы в приспособленные крытые помещения. На ночь щенки (в этом возрасте), должны быть также убираемы в крытые помещения. Находясь в этих двориках - выгулах на деревянном полу щенки часто испражняются, поэтому рядом с двориком должна находиться лопата, совок, метла и опилки для немедленного засыпания последними испражнения и уборки их, так как щенки бегая по дворику, легко пачкаются.
    Наблюдение за общим состоянием, поведением щенков, и работой кишечника, а также за поеданием корма лежит всецело на лице, руководящем воспитанием щенков.
    Б. Упражнения. В дворик даются не острые кости, скачущий мячик, легкий аппортик и подвешенную тряпку на пруте, который должен пружинить. Необходимо обратить внимание на то, что чрезмерное увлечение упражнениями в этом возрасте утомляет щенков и они теряют интерес к работе, в силу чего таковые упражнения должны вестись крайне осторожно-1-2 раза в день не более 3-5 минут каждый раз.
    Периодически, не менее 2-х раз в день, щенков необходимо выпускать из этих двориков и бегать (не быстро и немного) с ними по большому двору, на траве, развивая этим аппарат движения в целом.
    Нужно отметить, что при даче упражнения на хватку, и разрыв тряпки (в 3-5-мес. возрасте) первое время щенок обычно хватает тряпку, не проявляя злости, а в порядке проявления ознакомительной реакции переходящей в игру. Такое явление вполне нормально и естественно. У щенков 2 1/2 - 3-мес. возраста начинают воспитывать навыки в преодолевании препятствий (через доску) непосредственным возбудителем чего является принос пищи, или зов лица, руководящего воспитанием. Лучшим раздражителем для перелезания через препятствия (барьерчик, лестница) на первое время все же явится дача пищи; так как все жизненные процессы щенка в этом возрасте вызываются, главным образом, пищевыми побуждениями и приближение щенков впоследствии на зов человеком есть результат предварительного подзыва щенков этим лицом при даче пищи.
    У молодых щенков (3-4 месяцев) полезно развивать темп движения путем выпуска их из двориков на чашку с едой, находящуюся в расстоянии 15-100 метров. Это упражнение, стимулом к чему явится - та же пищевая реакция,- развивает темп движения. Попутно с этим вводится команда «ко мне», воспитывая быстрый и безотказный подход. В период воспитания молодняка, необходимо строить упражнения с таким расчетом, чтобы щенки имели все время меняющиеся, в зависимости от их роста, стимулы борьбы (преодоление препятствий, борьба за быстроту подбега, за кость и т. п.). Эти упражнения, примерно должны состоять в следующем: перелезание в выгуле через доску стремясь скорее добежать до чашки с пищей, игра нескольких щенков с одним мячом и игра с одним аппортом борясь за обладание им, борьба за кость, - растаскивание щенками тряпки в стороны пытаясь вырвать ее друг у друга, разрыв тряпки, и, наконец, в последующих возрастных периодах, - развитие активно оборонительных рефлексов и борьба с человеком. Во всех случаях нужно всегда строить борьбу с таким расчетом, чтобы в конечном итоге щенок являлся победителем, помогая для этого щенку при перелезании через барьер, надрывая (слишком крепкую тряпку и т. п.).
    Щенки в период воспитания (нахождения на свободе и при упражнениях) требуют постоянного наблюдения лица, руководящего воспитанием в целях выявления их поведения, наблюдения за кормежкой, возможно необходимой «отсадки» более слабых и «неполноценных» щенков, определения развивающихся служебных качеств и всех положительных и отрицательных явлении, связанных с периодом воспитания.
    Необходимо в период воспитания, особенно в младшем возрасте (до 5 мес.) ставить щенка в условия не всегда легко, разрешимых задач, обязательно помогая ему лишь в конечном итоге, но и не в тот момент, когда щенок находится уже в состоянии полной безнадежности. Такая обстановка приучит щенка к стремлению к победе и к твердому и настойчивому стремлению к преодолению «препятствий». Получая же всегда лишь легко разрешимые задачи и наличие постоянного легкого выхода из положения, щенок, при малейшем встречном затруднении, может дать отказ от работы.

II. Щенок от 2 1/2 месяцев.
    А. Оборудование. По достижению щенками 2 1/2 мес. возраста, их следует перевести из маленьких двориков в специально-построенные выгулы, размерами не менее 10 х 20 метр. (для 4-6 щенков) со специально устроенными барьерами до 1 метра (со съемными досками) и лестницей с облегченными ступенями. Эти выгулы должны иметь травяной пол (желательно с кустарником и деревьями). В углу такого выгула должна находиться площадка, крытая от ветра и дождя, дающая тень. Пол этой площадки должен быть деревянный, приподнятый от земли на 4-8 см. Забор этих выгулов должен быть высотой до 2-х метров, без торчащих гвоздей. Дабы щенки не подрывали его, необходимо положить в его основании достаточно врытые в землю бревна и камни. Еще лучше, если такие выгулы будут переносными, так как это даст возможность время от времени менять местность. В таких выгулах щенки должны находиться до 8-месячного возраста.
    Б. Упражнения. К упражнениям для этого возраста нужно отнести следующее:
1) Далекие прогулки (через день) вне выгула, протяжением до 1-2 км. Эти прогулки не должны носить характер медленного «формального» прохождения пути, они должны сопровождаться разнообразной игрой, бросанием аппорта и мяча, прятанием в кустах и зовом оттуда, дабы выработать поиск щенков, различными инсценировками с встречающимися («своими», заранее высланными) людьми, дразнением, преследованием и хваткой (с 5 мес. возраста).
2) Бросание тряпичных и прыгающих мячей. Тряпичные мячи не должны быть особенно тяжелы (не более 2-3 раз в день).
3) Аппортировка легких и из крепкого дерева аппортов (с З 1/2 мес.).
4) Работа на развитие крепкой хватки путем дразнения «чужим» человеком щенков, тряпкой и затем убегания этого человека с тряпкой, воспитывая у щенка комплекс хватки, преследования и задержания (начинать с 6-ти мес. не более 2 раз в 5. дней).
    Примечание. Воспитателю необходимо учесть смену зубов у щенков, происходящую примерно в этом возрасте.
    Первое время при обычной хватке щенками тряпки, как, уже сказано щенки не будут проявлять нужной при этом злости. В дальнейшем, по мере развития у щенков общей злости, преследования дразнящего человека и при охране на привязи, у щенков развивается нужная злобность и сама хватка примет другое, нужное для нас, направление.
    При процессах игры с мячом, аппортировке, при борьбе за обладание аппортом, возможна грызня между щенками: в таких случаях на помощь нужно приходить только в критический момент. Взаимная злобность и борьба крайне полезны для щенков, воспитывая стремление к достижению результатов, к захвату и к борьбе. При нахождении равных по силе и характеру однопометников это не страшно. При наличии в составе щенков части физически слабых щенков - это гибельно для развития последних, так как они или трусливо жмутся и являются пострадавшими и «обиженными» в борьбе или останутся пассивными, что в общем направляет формирование характера в нежелательную для нас сторону, приведя к закреплению оборонительных рефлексов в пассивной форме.
    Лицу, наблюдающему за воспитанием щенков, необходимо как уже указывалось выше, иметь постоянное общение с ними, дабы последние чувствовали в нем «защиту» и усвоили как интонации человека, так и необходимые навыки, вытекающие из общения с человеком. 5-6 час. совместного ежедневного пребывания, сопровождаемого прогулами, игрой и плановыми упражнениями будут достаточно целесообразны. Постоянное наблюдение человека, не давая щенкам разлениваться, пойдут на пользу развивающемуся щенку, подготавливая характер и навыки будущей служебной собаки.
    По вечерам, в сумерках, начиная с 5-мес. возраста, 1-2 раза в 5 дней производится возбуждение щенков различными шорохами и движениями посторонних людей, вызывая этим лай и насторожностъ, (ориентировочные рефлексы, переходящие в оборонительные).
    Дразнящие люди делают шуршащие движения и немного подразнив щенка, убегают. Здесь нужна особая осторожность, дабы не переключить активную оборону на пассивную. На лай щенков должен появляться «хозяин», прогонять «чужого» и хвалить щенков.
    Примерно по достижению щенками уже 6-месячного возраста, группы щенков следует начинать уменьшать, доводя их содержание в одном выгуле до 3-х, а затем и 2-х щенков (возможно уменьшение группы и несколько раньше, если щенки будут достаточно злобны). В 3 1/2 - месячном возрасте на каждого щенка нужно одевать ошейник из мягкой кожи, успокаивая и играя со щенком в первые моменты одевания ошейника. Через 3-5 дней после этого, как щенки проживут с новыми ошейниками, их нужно начинать приучить к поводу, опять же надевая его в игре и бегая, со щенком. Ни в коем случае нельзя допускать сразу же резких рывков, смягчая попытки щенка вырваться из этого положения.
    В этих случаях, когда щенки начинают кусать надетые ошейники, лицу, наблюдающему за воспитанием, необходимо отвлекать их внимание от этого соответствующей игрой. С 5-6 месячного возраста следует переходить, как уже указано, к воспитанию злобы и свободному проявлению активно-оборонительных инстинктов.
    У щенка воспитывается «понятие», что «чужой» человек является врагом щенка, его приближение как шумно вызывающее, так и медленно крадущееся, ласково манящее, в итоге вызывает неприятность, будь то удар (после прямого или провокационного подхода) или отнятие корма (не более 2-х раз в неделю) или нападение на «хозяина» и, наконец, просто дразнение привязанной собаки.
    Такая установка, при сменах разных «раздражителей», вызывает у щенка нужную для нас оборонительную реакцию против «чужого» человека и должное доверие к хозяину, который отгоняет «чужого» и дает пищу, а иногда просто ободряет щенка.
    Здесь воспитатель должен учесть и то, что частым отнятием корма и кости, вследствие чего щенок всегда является «пострадавшим», у этого щенка может развиться излишняя нервность. В силу этих соображений, упражнения такого рода должны заканчиваться «победой» щенка, убеганием «чужого» и получением должного удовлетворения (хватка или пища). Такие упражнения должны делаться, как указано, не более 2-х раз в неделю, развивая злобность в остальные дни, нападением на «хозяина» вблизи щенков, пробеганием мимо, просто дразнением и т. п. Нападение на «хозяина» можно рекомендовать особенно для несколько слабых и «неполноценных» щенков. Такое упражнение поднимает их активность и дает более смелое нападение на «чужого».
    Время от времени, при одном лишь настораживании, рычании или лае щенка, «чужой», делая испуганный вид, должен убегать, а щенок получать похвалу от «хозяина». При всех упражнениях такого рода, служащих основанием к развитию активной охраны (при охране пищи и связывании этого с командой «охраняй», щенку «понятней» принцип охраны), необходимо помнить, что всякое наступательное движение, особенно резкое наступление, могут вызвать в свою очередь отступление (у щенков, в силу их возрастной «неполноценности», это явление наблюдается почти всегда) и наоборот, всякое отступление вызывает нужное для нас, инстинктивное преследование. К этому (6-8 мес.) нужно отнести особенно осторожно, воспроизводимое приучение к не боязни ударов, т. к. один слишком резкий удар по щенку, может вызвать нежелательный пассивно-оборонительный рефлекс (страх), который ликвидируется впоследствии с большим трудом. Осторожное «таинственно, крадущееся», наступающее дразнение, обычно, вызывает первый бросок собаки; в это же мгновение нужно, сделав «испуганный вид», начать отступление, это действие обычно вызывает второй и последующие броски щенка вперед, воспитывая должную смелость и активность Упражняя щенка таким образом несколько раз и видя, что. оборонительный рефлекс проявляется в активной форме, можно усложнить это дразнением тряпкой или палкой (осторожно), с целью воспитания активной борьбы и хватки.
    Лучшим способом вызова, у собаки более сильной хватки и стремления к отнятию, вырыванию тряпки является, легкие попытки, со стороны дрессировщика, мягкого вытягивания из пасти собаки, уже схваченной ею, тряпки после первого момента схватывания.
    При проведении всех без исключения, занятий на развитие злобы на «чужого», нужно особенно тщательно инсценировать это упражнение, дабы молодые собаки не были поставлены в ложные условия, вызываемые, обычно, тесным общением на глазах этих собак с лицом, изображающим «чужого», взаимным разговором и т. п. неправильными действиями.
    Указанное должно проводиться с особой тщательностью, т. к. неверное построение занятий создает непонятную для щенка установку и безотказно«» ведет к «неврозам» щенков и срывов.
    Необходимо помнить, что нервные срывы идут как в сторону торможения, так и в сторону чрезмерного возбуждения. Последние выражаются, обычно, визгливым лаем и общим повышенным возбуждением в поведении собаки. Оба эти вида крайне вредны, т. к. безотказно ведут к созданию нейротических установок.
    Необходимо помнить, что у щенков лет длительных очагов возбуждения (нет внимания и «сосредоточенности») щенок как и ребенок, находится постоянно в стадии искания все новых раздражителей, поэтому необходимо использовать этот период, вводя различные игры, делая: установки на развитии отдельных полезных черт характера, однако, не перегружая щенка быстрой сменой новых впечатлений.
    Приблизительно с 4-х мес. возраста вводятся прогулки на поводке (не более 3-4-х щенков на одного человека) вне территории питомника для ознакомления с различными факторами внешнего мира. В начале эти прогулки производятся среди людей, других животных, среди движения, птиц, среди большого скопления людей и в ряда других мест, имеющих способность создавать, сильные и новые впечатления.
    Инсценировку на злобу полезно начать производить так же во время далеких прогулок, давая щенкам периодические встречи с «чужими» (сотрудниками), инсценируя при этом испуг (во время естественных ориентировочных реакций щенков) и бегство, т. е. переключая, ориентировочные реакции в оборонительные.
    Начатое приучение к преодолению препятствий еще в 2-х мес. возрасте должно продолжаться все время, увеличивая барьер и заменяя пищевой раздражитель, на дразнящего человека или зов хозяина. В этот период не нужно давать особых принудительных мер к прыжку, заставляя выполнять прыжок в силу необходимости движения. Тоже относится и к лестнице. К б-месячному возрасту можно довести прыжок до одного метра. При упражнениях на прыжки не нужно злоупотреблять их количеством, дабы у щенков не появилась потеря заинтересованности в прыжке.
    Само выполнение прыжка должно быть прежде всего вполне-естественным и непринужденным.
    После приучения заинтересованности к поиску аппорта и «любви» к нему; в этом возрасте можно испробовать поиск (5 мес.), бросая аппорт в кустарник и густую траву, а также делать пробы на чутье и ориентировку собаки, посредством зова спрятавшимся во время прогулки хозяином. Необходимо твердо помнить, что «любовь» и заинтересованность щенка в процессах аппортировки являются действительно вспомогательным фактором для дальнейших проработок целого ряда специальных работ (все виды охраны и поиска).
    После того, как основная работа на привязи по охране (на пишу, на кость и на аппорт) будет достаточно проработана и. злобность при приближении и движении помощника будет .явно выявлена, можно перейти (к 7-8 мес.) на задержание убегающего, а затем и «чужого», предварительно, раздразнившего привязанную собаку; в таких случаях в. нужные моменты «разъяренного» состояния собаки ее спускают, при чем «чужой» начинает бежать, несколько размахивая при этом тряпкой. Воспитанная ранее хватка тряпки, сопровождаемая теперь и развитой злостью, переходит на злобную хватку, из доверчиво игривой в прежнее время.
    Убегающий должен инсценировать борьбу с собакой, в момент задержания хватки, давая ей удовлетвориться разрывом тряпки и все время следя за уравновешиванием сил щенка уступая и давая всегда перевес собаке. Во всех этих упражнениях особенно важно воспитать у собаки уверенность в победе, т. е. постоянное закрепление оборонительных реакций в активной форме, путем соответствующих, искусственно создаваемых, трудных положений. О. этого же возраста (5- 6 мес.) должны постепенно и крайне осторожно-усиливаться и дисциплинирующие начала, при чем переход от игры к дисциплине делается мягко и неза
    Установка «можно-нельзя», «хорошо-плохо» и, наконец, как: общий тормоз, «фу»,- начинают проходить во всех моментах воспитания щенка, постепенно увеличивая свое тормозящее влияние, т. к. быстрый и резкий тормаз в виде рывков и резких окриков может вызвать у щенка нежелательные, пассивные, защитные реакции (страх).
    Общая установка «это можно» сопровождается всегда ласково ободряющим «хорошо» и дачей лакомств.     Установка на «это нельзя» сопровождается повышенной «упрекающей» и угрожающей интонацией, «фу».
    За весь период воспитания особенно при вводе дисциплинирующих начал необходимо особенно внимательно следить за правильной дачей интонаций поощрения и запрещения, помня, что от правильной и быстрой установки «можно - нельзя» зависит легкость будущей: дрессировки.
    За весь период - воспитания служебных собак, предназначенных к работе «на человека» необходимо стремиться к твердому закреплению комплекса следующих рефлексов: «хозяин есть справедливый человек, друг и защитник.; все остальные люди-есть враги».
    В целях развития злости, полезно использовать способ «перенимания», сажая для этого щенка (7 мес.) - вблизи от караульной собаки, и используя взрослую собаку для активной хватки и задержания. Вообще способ «перенимания» может быть использован и для других видов работы (аппортировка, прыжки и т. д.)
    По мере роста щенка, нисколько не должно быть уменьшено его пребывание на воздухе и солнце в свободном состоянии в выгулах, и только, примерно, к 8 мес. возрасту, собака переводится в индивидуальную клетку. Приучение к индифферентности (безразличию) на выстрел идет с 6-7-месячного возраста как в дневное время, так я в темноте. Примерно с 8 - 10-месячного возраста могут быть вводимы вечерние и ночные занятия по «охране», с преследованием и задержанием человека.
    От 8-месячного возраста до 1 года идет шлифовка полученных навыков путем усложнения условий работы, путем поддержания заинтересованности и стремления к удовлетворенности, а также путем увеличения дисциплинирующих влияний дрессировщика.
    При всех процессах воспитания нужно учесть, что постоянное торможение у щенка его желаний; а их достаточно много в этом возрасте, делает его нервным с повышенной возбудимостью, благодаря хронической неудовлетворенности, поэтому при вводе дисциплинирующих начал не нужно перегибать палки, делая переход от. игры к принудительным воздействиям незаметно. Кроме того необходимо давать щенку, так или иначе удовлетворяться, без чего он теряет свою заинтересованность в стремлении к достижению результатов. Дачу соответствующих запрещений нужно делать четко и ярко, только яркость этих впечатлений и регулярная повторяемость их делают желаемую установку достаточно твердой.
    Опыт воспитания служебных качеств собак показал, что ежедневные однообразно составленные занятия и «формальный» подход к ним со стороны инструкторского состава, заключающийся в обязательном проделывании всех упражнений, указанных в программе, требов. ряда повторений и т. п. явления, крайне вредно отражаются на действительном воспитании желаемых качеств. Такой подход к делу вызывает скуку и вялость у собак, с потерей заинтересованности к работе Кроме того указанный подход влечет за собой развитие нервности у щенков и потерю действительной активности, заменяя ее искусственно выученными бросками за аппортом и человеком.
    Учитывая особенную важность этих моментов, могущих повести воспитание сразу же по неправильной линии, необходимо ставить всю программу воспитания до 6-месячного возраста лишь в плоскость игры, отнюдь, не понуждая щенка ежедневно к работе бессмысленными повторениями даваемых раздражителей. Чуткость руководителя, его опытность и осторожность в даче раздражителей, должны помочь делу воспитания.
    Дрессировщик, как и педагог, как мы уже сказали, ставит себе задачей развитие полезных и заглушение вредных навыков у воспитываемых и обучаемых существ. Для того чтобы закрепить тот или иной навык или наоборот разрушить его - педагогу-дрессировщику прежде . всего нужно знать механизм возникновения навыков вообще и данного навыка в частности. Но здесь нужно сказать, что у разных по «характеру» животных-по разному воспитываются и разрушаются «навыки». Это ставит необходимость изучения вопроса о «характерах» в первую очередь. Перед педагогом -ставится вопрос о подборе соответствующих раздражителей, так или иначе, влияющих на воспитание. Необходима особенная четкость задания, анализируя его с биолого-физиологической стороны. Только при такой установке подбор соответствующих раздражителей может дать достаточный эффект. Воспитание в целом есть образование «искусственной» среды, как бы преддверие к реально жизненной среде. Создавая ряды искусственных комплексов-раздражителей, а на фоне их ряды определенных полезных навыков, - мы тем самым облегчаем и приучаем собаку к встрече с подобными раздражителями в жизни и воспитываем ее «полезные ответы».
    Педагогически продуманным воспитанием мы направляем внимание молодой собаки в определенные стороны (у розыскных заостряем поиск, у связных-стремление к человеку и т. д.).
    Еще со щенячьего возраста мы приучаем собаку к основным установкам ее последующей работы. Здесь необходимо помнить, что одним из сильнейших раздражителей для щенка является весь комплекс раздражителей связаных с самим воспитателем.
    Учтя это, на фоне eго поиска, его защиты, стремления к нему и т. д. можно строить и развивать полезные в последующей работе навыки. Эти навыки при частых упражнениях должны войти в «привычку» животного (автоматизированные условные рефлексы).
    Корректор по профессии, встретив опечатку в журнале автоматически тянется за карандашем, так художник при всех новых зрительных впечатлениях прежде всего, обращает внимание на краски и формы, так врач-профессионал при встрече с человеком прежде всего замечает болезненные явления. Все это является продуктом упражняемости, продуктом влияния окружающей среды. Так дрессировщик должен подходить и к молодой собаке, и предопределяя направление ee дальнейшей работы, должен создавать искусственно ту окружающую среду, ту сумму раздражителей, которые полезны для воспитания нужных навыков. При воспитании молодняка: необходимо обратить особое внимание на «неустойчивость» по характеру щенка формирования молодого организма в целом и определяет эту естественную неустойчивость. Нервная система, в этот период также находится в стадии формирования. Тормоза ещё не оттренированы, наоборот, инстинкты выпячены. Принято говорить, что моменты переключения из детского состояния во взрослое, являются переходным возрастом.
    Дрессировщик-педагог особенно осторожно должен подходить, щенку в этом возрасте. В руках дрессировщика-воспитателя находятся все возможности направить развивающийся организм по желаемому руслу, дать щенку желаемую установку характера. Если мы посмотрим на щенка даже 8-10 мес., то эта естественная. неустойчивость, чрезмерная возбудимость и проявления пассивно-оборонительных реакций, будет видна. Все это является результатом «неполноценности» щенка в этом возрасте. В это время трудно говорить о разных типах нервной деятельности молодых собак. Вернее, было бы в, этот период говорить об одном типе - типе неустойчивом (временно), c преобладанием оборонительного инстинкта в пассивной форме. По мере роста при индивидуальном прикреплении щенок как-то быстрее формируется (с «психической» стороны). Это объясняется тем, что имевшаяся ранее «неполноценность» восполняется «защитой» и «заботливостью» при индивидуальном прикреплении.
    При отборе щенков, видя трусость, нельзя слепо браковать собаку всегда нужно учитывать возможность наличия этой обычной щенячьей трусости.



Интересное в сети
 
   
 
поиск по сайту
 
© 2000-2017 by Oksana&Alexandr Lubenets
программирование - студия дизайна ICOM
 

  Яндекс.Метрика